Михаил Веллер
Собранные здесь, высказывания выписаны из сборника Веллера "Запоминатель"
Читайте его книги - не пожалеете!
Мысли Веллера коллекционировал SALVO


Осколки и блески "Невского проспекта"
Сентенции майора Звягина
Редакторским перстом
Вечные вопросы
О любви
О ревности
О смысле жизни
О случае
О неудачниках
О стремлении к поражению
Об искушении
Об уровне некомпетентности
О зависти
О доброте

Осколки и блески "Невского проспекта"
Английским он владел, как всякий нормальный советский инженер, несколько лучше обезьяны, но гораздо хуже эскимоса.

В женской консультации она встретила внимания и такта не больше, чем встретит окурок в пылесосе, если ему понадобится справка о простуде.

И секс был нам чужд как буржуазная отрыжка. Правда, и отрыжка бывает приятной - смотря чем угощаться"

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, писатель столь исконно и глубоко русский, что временные пертурбации на остроте его творчества никак не сказываются, еще сто лет назад отметил: "Финны по природе своей трезвенники, но попадая в Петербург, упиваются обычно до совершенного освинения".

Это бесспорно делает ей честь, хотя и не ту, которой она лишилась, приобретая этот опыт.

-Я хочу видеть вас без ремня на поясе в одном-единственном случае: если вы на нем повеситесь!!!

На него можно было твердо рассчитывать - что все будет именно не так, как надо.

Принял позу, по сравнению с которой умирающий лебедь Плисецкой - это марш энтузиастов.

Прошел большой руководящий путь от сперматозоида до члена партии.

Он знал абсолютно все про викингов, но про евреев знал только то, что лучше им не быть.

-А вы не пили ребята негритянской водки? Стакан холодной воды и молотком по голове.

И любовь, и смерть, конечно, прекрасны, но все это ерунда по сравнению с туалетом в необходимый момент.

Но он был не орел, и не русский, и в кульминационный момент соскользнул.

Сентенции майора Звягина
"Лучше сделать и раскаяться, чем не сделать и сожалеть", - говорил Звягин.

...В двух случаях людям нечего сказать друг другу: когда они расстались так ненадолго, что ничего не успело произойти, - и когда разлука так затянулась, что изменилось все, в том числе и они сами, - и поговорить уже не о чем.

- Вы оплели его паутиной! - оскорбилась Рита.
- Это страховочная сетка, - ответил Звягин.

А все в жизни просто: взять и сделать, только и всего.

Ничто так не льстит мужчине, как обвинение в донжуанстве. Но только не тогда, когда оно регулярно исходит от законной супруги - тут нужны крепкие нервы и неиссякаемое добродушие.

Ценность особи во многом определяется тем, какому количеству особей противоположного пола она нужна.

Спортсменом можешь ты не быть, но пыль в глаза пустить обязан!

Родители редко понимают, что противоречить детям в том, что дети считают истинным и справедливым - означает лишь подталкивать их поступать по-своему, отчасти уже из протеста.

Практический расчет - это путь к победе. Мораль - это путь к непобедимости.

- В философии вы напоминаете мне помесь динозавра с головорезом!
- В жизни ты напоминаешь мне комбинацию из паралича и чесотки, - в тон ответил Звягин. - Помесь манной каши с волчком.

Редакторским перстом
Никто еще не садился в тюрьму с такими грандиозными планами.

- Послушайте, - печально спросил профессор, - почему вы такой циничный?..
- Потому что я вчера женился, - сказал механик.

Это была попытка обмануть природу столь же безнадежная, как назвать кошку Полканом.

Она сделала бы честь конкурсу гибридов лошади и селедки.

Мы характеризуем его по профессиональной принадлежности как режиссера, чтобы не характеризовать его по моральной принадлежности как засранца.

А колотуха с правой с замахом из-за головы у теннисистов поставлена на зависть купцу Калашникову.

О Герцене было доподлинно известно лишь то, что имени его - пединститут, где много теплых девочек для кувыркания и иностранных студентов для фарцовки.

Если пролетарский писатель часто не умел писать, то пролетарский читатель еще чаще не умел читать.

Часто приходится по телевизору видеть писателя, известного как мудреца и стилиста, который в разговоре двух слов связать не может и мучительно мычит, как сын пьяного пастуха от не доеной коровы.

Как скажет без бумажки - чисто пациент травматологической палаты с похмелья после вчерашнего визита крановщика, накануне уронившего ему на голову бетонную плиту.

Горький был лишен редакторской помощи, надломился психически, ничего больше не написал, в стыде бредил бегством за границу на изолированный остров Капри (что делать пролетарскому писателю на Капри? явный маниакально-депрессивный психоз), стал пить, курить, вступил в связь со снохой и вскоре скончался от туберкулеза. И это при том, что посвященная им дорогому Главному Редактору поэма "Дедушка и смерть" официально была признана посильнее, чем "Фауст" Гете.

Кого удивишь в России памятником Пушкину. Да хоть бы и памятником кому бы то ни было. Да хоть бы и не памятником. Сейчас вообще никого ничем не удивишь.

Любовь народная - такое же вранье, как политика, налоги и здоровье алкоголика-президента. И прав был Пушкин - нечем тут дорожить.

Буря мглою небо кроет. Где же кружка. Отчизне посвятим.

Вечные вопросы
О любви

Нам нужен кнут. Поймите и запомните это хорошо. Через кнут мы ощущаем необходимость пряника. Через избавление от страдания познаем наслаждение и счастье.

Женщины отшивают достойных воздыхателей, чтобы потом раздумывать иногда о собственной незадачливости и превратностях любви.

Уж он ей покажет супружеской счастье, будет ей и любовница на стороне, и синяк под глаз.

Вы думаете, привлекательная и очень темпераментная женщина остановит выбор на мужчине, который в постели обеспечит ей небо в алмазах? Если бы. Чаще она полюбит такого, с которым (о, у него масса своих достоинств, конечно!) она все больше остается неудовлетворенна. И у нее невроз.

Успех в любви во многом подпадает под универсальный рецепт успеха - в нужном месте в нужное время.

Ты не хотел счастья через страдание? Так ты получишь страдание без счастья. С этим делом у природы не заржавеет. Ты что, ее обмануть хотел? Балда.

Сила любви определяется через силу страдания.
Сила любви не зависит от степени "культурности человека".
Страдания любви очень мало поддаются излечению.
Попытка избежать страданий волевым подавлением самой любви ведет к неврозам, т.е. расстройству центральной нервной системы.

Способность к страданию - это ресурс прочности брачного союза.

Любящий мнителен, воображение его гипертрофированно, он обидчив до невероятности, он из всего норовит устроить мелкую сиюминутную трагедию и скандал.

Жить в браке по большой любви психологически весьма трудно, а иногда просто невозможно: страсть требует выхода, а никаких позитивных выходов и целей уже нет. И двое изводят друг друга бесконечными и мучительными придирками, претензиями и сомнениями. Обычная причина размолвки любящих - просто потребность поскандалить и пострадать. О, вдвоем против целого мира, в борьбе с окружающими стихиями и врагами они бы выстояли и были счастливы вдвоем, а так что делать?

Человеку нужно не то, что у него есть. Человеку нужно то, чего у него нет. Что бы ни имел - ему нужно другое, иначе, не то, еще. Вот вам и страдание.

Десять мужчин складываются в штабель у ног женщины - и она выбирает одиннадцатого, который стоит и смотрит в другую сторону.

Дон-Жуан - это своего рода трутень-имитатор, он подсекает женщину на том уровне, на котором людей и влечет друг к другу - на уровне страсти. А семья, дети, преобразование мира, свершение дел, реализация себя? Увы, здесь он бесплоден. Нет, ребенка сделать, конечно, может. Но-но-но: он всегда не тот, за кого себя выдает. Подсознание женщины обманывается им, как окунь обманывается блесной.
Он не дает ничего, кроме самой страсти.
Строго говоря, по природе он не мужчина - он блестящий эрзац, суррогат, фаллоимитатор для тела, души и сознания.

О ревности
Ее судьба, черт возьми, ему отнюдь не безразлична! Он к ней не равнодушен! Ему необходимо, чтоб ей было плохо, лучше - очень плохо, еще лучше - чтоб она умерла. Он уже думает не столько о своем счастье, сколько мечтает о ее несчастье.

Кто ревнует больше? У кого больше комплексов. Если бы Отелло был белым, молодым, красивым и куртуазно образованным, он бы высморкался в этот проклятый даренный платок и лег к Дездемоне в койку заниматься любовью, всех и делов.

О смысле жизни
Религия отвечает на вопрос о смысле жизни в духе бессмертного пожелания кайзера Вильгельма I: "Не рассуждать!" Есть Бог, рай, ад, вечная награда, вечное наказание, и данные Богом законы. И смысл жизни в том, чтоб жить так, как он велел, и тем самым выполнять свое предназначение на земле согласно Его замыслу, и тогда тебе потом вечно будет хорошо. А если тебе неохота? Вася, тогда ты не прав.

Смысл жизни в том, чтобы на стороне Добра бороться со Злом, добро должно в конце концов победить. И что? И тогда все будет хорошо. Ладно, а зачем? А дальше что? А чего тебе еще? Да это и есть цель всего человечества: вечное торжество справедливости, блага, Добра.
Тогда вопрос смысла жизни упирается в веру. Вот если твоя более или менее имеет такие религиозные формы - смысл жизни у тебя есть, и он тебе ясен.

Для обретения смысла жизни человека полезно ткнуть в такую ситуацию, чтоб все его силы и помыслы были заняты, напряжены, целиком работать на конкретную задачу.

Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится.

Ушибленный правдой человек злобно соображает, что вовсе не это он имел в виду, когда требовал истины.

Стремление к смыслу жизни - это стремление к своей значительности.

Чем больше сил ты отдаешь своей работе, чем больше проходит времени, чем больше ты сделал и чем лучше оно у тебя получается - тем меньше значения для тебя начинает иметь устройство мироздания вообще, и тем большее значение имеет для тебя твое конкретное дело и его конкретный результат. И твоя работа начинает становиться для тебя смыслом жизни. Понимать тщету мира ты можешь так же, как раньше - но тебе на это делается как-то наплевать, эта высшая проблематики перестает тебя мучить, слегка рассеивается, как туман - а конкретное твое дело увеличивается в твоем сознании и ощущении, делается само по себе важным, большим, начинает становиться для тебя самодостаточным, оправдывает смысл твоего существования.
Делай самое большое, на что ты способен; рецепт стар и верен.

Ты - необходимое условие, необходимый путник эволюции Вселенной, всего ее существования. Ничего более сложного, хитроумного и совершенного, чем ты, во Вселенной пока не обнаружено; очень не исключено, что ничего такого больше нет.
И в этом плане весь смысл Вселенной, всей ее деятельности до сего дня - это создание тебя. Со всеми твоими потрохами и кандибоберами.
А весь смысл деятельности твоей - чтоб вся эта вселенская механика не прекратилась, чтоб вообще не прекратилось Бытие. Было человечество в прошлой Вселенной, будет оно и в будущей.

О случае
Судьба благосклонна к тем, кто твердо знает, чего хочет.

Судьба - это когда неожиданно и "само по себе" подворачивается то, что тебе нежно, что ты хочешь, что ты способен использовать, применить.

Для того, чтобы видеть случай, надо понимать. Для того, чтобы понимать, надо об этом думать. Для того, чтобы об этом думать, надо этого хоть сколько-то хотеть. Для того, чтобы различить и использовать случай, надо хорошо понимать и хорошо хотеть.

На чугунной плите стоят шары. Все стоят неподвижно, но один из них испытывает импульс к качению - он бы и покатился, но инерция покоя мешает и сила трения - не сдвинуться ему с места. И вот по плите бьют снизу молотом. Все шары подпрыгивают и опускаются на место. И только один, который "хотел" катиться, но не мог - после толчка снизу начинает катиться в желаемом ему направлении.
Плиту нашей жизни трясет постоянно.

Случай - это ступенька - ил яма - на твоем пути. Нет пути - нет и ступеней с ямками. Для того, кто никуда не идет, случаев не подворачивается - их просто не существует.

Мы на голом асфальтовом поле, где растет один-единственный случай, от которого зависит вся наша жизнь. Мы скорее на здоровенном минном поле, где мины приметны по холмикам и проволочкам, невидимые мины редки-редки, и видимые можно обойти, а от невидимых умелый человек спасется, отпрыгнув или упав, - зато иногда на миг проблескивают золотые слитки, только смотри внимательней и бросайся на него, как только проблеснул и еще не исчез.

О неудачниках
Неудачник - это не тот, у кого чего-то мало, а тот, кто страдает и чувствует себя несчастным, потому что ему надо больше.

Самая достойная разновидность неудачников - романтики.

К неудачникам можно отнести тех, кто не понял, что умение поймать за хвост удачу - это умение встать ровно столько раз, сколько упал, а не на один меньше.

Если ты настроился на неудачи - так ты всегда выбираешь их из множества вариантов, сквозь которые плывешь в жизни, как расталкивающий льдины ледокол. Это предпочтение неудачи мучительному ожиданию ее.

О стремлении к поражению
Начинающему лыжнику при спуске с горы трудно держать равновесие при каждый миг чуть меняющемся положении тела. И он сваливается раньше, чем мог бы. Он мог бы еще ехать, но эта постоянная неопределенность положения равновесия в каждый последующий миг достает его, и вестибуляр приказывает: к черту, мне очень трудно, хватит, падаем. Воля давит бессознательный голос вестибуляра, а привычка сильно уменьшает неопределенность, и через энное время лыжник будет в порядке.
Сходно и в жизни. Чтобы ехать, надо уметь заставить себя преодолеет трепет неопределенности - и тогда она перестанет быть неопределенностью, даже наступит кайф езды: ты ведь сам хотел кататься. А можно безопасно свалиться на бок - и тем самым сразу разрешить ситуацию.

Стремление к поражению как стремление к такой ситуации, в которой можно "отдохнуть", и не напрягаться, продолжать жить на невысоком, но спокойном, известном, лишенном неопределенности и тем самым гарантированном от неожиданности опасностей и трудностей, уровне.

Стремление к поражению - это стремление свалиться набок, чтоб не тяпнуться со всей скорости и избавить себя от мучительного и рискованного труда лететь по круче; а лететь все-таки хочется, натура требует самореализации и самоутверждения.

Об искушении
Что есть первое и необходимое условие любого искушения? Наличие запрета, внешнего или внутреннего, категорического или как минимум осознаваемого.

Действие порождает противодействие. Любой запрет неизбежно порождает внутренний протест - подсознательный, который может не вылезти в сознании никогда, а может вылезти в трансформированном до неузнаваемости виде, - но есть он, есть, некуда ему деваться. Есть акция - есть и реакция: искушение - всегда реакция на запрет.

Где не может быть искушений? Там, где нет запретов.
Где нет никаких вовсе запретов? Нигде.

Об уровне некомпетентности
Чем энергичнее и талантливее человек - тем он неостановимее на любой стадии. То, что подняло его снизу до возможных для него вершин - гонит его: дольше, даль, дальше!

О зависти
Прекрасна зависть в науке, она могла бы стать темой отдельной и увлекательнейшей книги. Плевать на истину, лишь бы выгрызть кадык сильному уму.

Позитивная половина стремления - сделать себя выше всех.
Негативная половина стремления - сделать всех ниже себя.
Вот эту негативную половину мы и называем зависть.

Что говорит инстинкт жизни, повелевающий стремиться к максимальной значимости? "Он значительнее тебя, ты можешь быть к этому безразличен, ты ведь сам должен быть значительнее всех, ты ущемлен самим фактом его значительности, постарайся же сделать хоть что-то, чтоб изменить положение в сторону своей большей значительности!!!"
И мужики ночью жгут амбар самого богатого соседа.

Почему независтлив нищий мудрец? Да он полагает себя самым мудрым, он превзошел всех в познании истины!

Избавиться вовсе от зависти можно только с избавлением от желаний вообще, а для этого надобно или в нирвану погрузиться или повеситься.

О доброте
Легко быть добрым, если чужая нужда никак не ущемляет твою собственную.

Да отчего ж не сделать добро другому, если у самого и так круто в порядке. Даже прятно лишний раз ощутить свою значительность, решив трудные для другого проблемы: "почти без отрыва от производства": знай наших, будь здоров.

Доброта не лишена отчасти аспекта самоутверждения: "могу и делаю, я значительнее тебя".

Доброта есть аспект слабости. Ибо добрый человек все противоречия между собой и окружающими решает в пользу окружающих - он принимает их нужды как свои и следует им.
Вся история прогресса есть история подавления победителями интересов побежденных.

Добрый король открывает народу амбары, распускает рекрутов из армии, уменьшает налоги до предела - и захиревшее государство погружается в смуту, разруху, исчезает.

Учтем и запомним простую вещь: делать добро не означает быть добрым.

Добрым людям в больших делах ловить нечего.

Hosted by uCoz